Скрытая депрессия: как ее распознать?
При маскированной или скрытой депрессии болит тело, а не душа.
Человек не жалуется на тоску, печаль или отсутствие интереса, а на физическое состояние — от головных болей и проблем со сном до панических атак и кожных заболеваний. Поэтому он обращается не к психиатру и психологу, а к врачу общей практики, дерматологу, сомнологу. Лечение не является успешным, и если оно успешно, то вскоре появляется новый телесный симптом, который длится многие годы.
Маскированную депрессию легко спутать с другими состояниями, но есть такие особенности:
- Человек долго и безрезультатно ходит к врачам;
- Симптомы ни на что не похожи — “маска” имитирует заболевания и может проявляться почти всеми телесными недугами;
- Настроение человека отличается от его обычного состояния, даже если он сам этого не осознает.
Например, человек может кричать на коллег или часами не отвечать на сообщения, хотя раньше так не поступал; - Человек может страдать от зависимостей.
Не совсем понятно, почему скрытая депрессия проявляется таким образом, но есть несколько гипотез.
1. Подавленные эмоции.
Маскированная депрессия может иметь корни в раннем детстве, если ребенка приучали держать эмоции в себе с помощью положительного подкрепления.
Например, ребенка ударили в школе, он сдержался и не дал сдачи, а родители похвалили его за это: “Какой ты молодец, ты выше этого”. Если взрослые также ругают ребенка за то, что он ярко проявляет чувства («слишком громко радуешься»), то он усваивает: меня будут хвалить (будут довольны мной), если я скрываю/сдерживаю свои эмоции, или родители говорят: «так некрасиво делать», значит, буду сдерживаться, чтобы быть «хорошим».
Однако подавленные и вытесненные импульсы никуда не исчезают и могут найти выход именно через тело — и физические симптомы.
2. Ранние травмы.
Другой причиной являются ранние травмы развития, когда реагировать на травму можно только через тело. Например, угроза жизни плода во время беременности, физическое насилие над младенцем. Ребенку с раннего детства пришлось страдать. Эта телесная реакция всегда направлена внутрь.
3. Утрата.
Депрессию может вызвать утрата важного объекта — реального внешнего или внутреннего.
Личность или ее часть как бы «умирает» вместе с тем, что она потеряла.
Например, когда умирает близкий родственник, с которым была теплая связь, человек долго пребывает в печали. Он инвестировал в отношения много психической энергии, которая теперь не принадлежит ни ему, ни умершему. Человек теряет эмоциональную подпитку от близкого человека.
Невозможность “получить” и “дать” вызывает депрессию, в том числе скрытую. Это нормальная реакция психики, и нужно время, чтобы восстановить энергию. Проблемы начинаются в тот момент, когда это не удается — и человек фиксируется на утрате. Еще хуже, если он сам не знает, что именно и когда потерял, и был ли этот “утраченный объект” вообще в его жизни.
4. Зависимости.
Алкоголизм, игромания и наркомания также могут быть проявлением маскированной депрессии. Через них человек пытается восстановить психическую энергию, которую он не получил в раннем детстве или потерял из-за разрыва с тем, кто вкладывался в него эмоционально.
По этой же причине некоторые люди фиксируются на телесных болях, которые, как ни парадоксально, ассоциируются у них с чувством блаженства и радости. Таким образом, они пытаются найти объект, в который можно вложить энергию и получить хоть какую-то отдачу.
Как помогает психотерапия?
Психотерапия маскированной депрессии, и любой депрессии, тесно связана с ее причинами. Например, КПТ-терапия играет особую роль в «обучении» — терапевт учит клиента выделять негативные мысли, которые вызывают чувство безысходности. Психодинамические подходы: человек должен начать выражать словами то, что обычно выражается через тело. Клиент проговаривает чувства, постепенно осознает истинные причины своего состояния, переживает и «закрывает» травматический опыт — и терапевт поддерживает его в этом.
Именно внимательность и безоценочное принятие специалиста дают целительный эффект, и поэтому считается, что в терапии работает не столько метод, сколько опыт безопасных отношений между человеком и специалистом.